АНДРЕЙ ИЛЬИН
официальный сайт



Анкета


Новости


Кино


Театр


Афиша 


Фотоальбом


Журнальный столик


Почта


Гостевая


Коллеги

Пресса

Материалы:
От Хлестакова до Гамлета
Театр начинается с печки
Хочу верить в порядочного человека
Картина о Леопольде Треппере стала для меня этапом жизни
Муж Каменской станет киллером
"Детали"
Пешеходом себя уже не представляю
В Штирлица я не играл
Фартовый парень
Андрей Ильин притворялся арбузом
Мне и в жизни нравится Настя Каменская
Могу взорвать мост, отравить колодец, взять языка
Сыграть большого негодяя - это удача
Реестр
Мой роман с Каменской закончился
Сам в Москве заблудишься, сам и отыщешься
Не люблю сильных и волевых женщин
Я не боюсь строить свою жизнь заново
Мания величия - не мой диагноз

Работа над ошибками

Мысли вслух
Меня всегда окружают Елены Прекрасные
Где родился, там и пригодился (pdf - часть 1, часть 2)
Я учусь у мужа Каменской, но пока ему явно проигрываю
Не стыдно быть обычным человеком

Рита Болотская
"Собеседник" №7 2005 г.

АНДРЕЙ ИЛЬИН: "СЫГРАТЬ БОЛЬШОГО НЕГОДЯЯ - ЭТО УДАЧА"

Как «Чистякова, мужа Каменской» актера Андрея Ильина знает весь белый свет. Поэтому не упомянуть в нашем разговоре Чистякова было нельзя, хотя лично мне по душе совсем другие работы Ильина: фильмы «Анкор, еще Анкор!», «Какая чудная игра», «Артист и мастер изображения», «Красная капелла»… Думаю, приставка «тот самый, муж Каменской» давно уже перестала быть актуальной – диапазон Ильина гораздо интересней и шире. Он «сам по себе Ильин – тот, который Андрей», и не иначе! 

«Из Риги выехал «последним эшелоном»

-- Мало кто в курсе, что вы почти одиннадцать лет отработали в Рижском театре русской драмы. Как туда попали, ведь родились-то в Нижнем Новгороде?

-- Когда заканчивал нижегородское театральное училище, худрук Рижской драмы Аркадий Фридрихович Кац приехал посмотреть на выпускной курс – и позвал меня в Ригу. В ту пору труппа рижского театра была одной из лучших в стране, Рига считалась этакой театральной Меккой. По праву считалась, и я об этом знал. Поэтому поехал, особо не раздумывая, хотя была возможность продолжить учебу в школе-студии МХАТа.

-- Говорят, вы сыграли в Риге все мыслимые роли «звездного» мужского репертуара?

-- Играл очень много, в том числе из «того самого репертуара» – Хлестакова, Треплева, Гамлета… Чонкина мог бы сыграть, но, в 1989 году, когда начались репетиции, я уже готовился к переезду в Москву, сидел на чемоданах. От роли, естественно, отказался, но жалел сильно.

-- А как сейчас живется Рижской драме, знаете?

-- Конечно. Там осталось много друзей. В прошлом году, когда снимали «Красную капеллу», несколько месяцев провели в Риге – я успел повидаться почти со всеми, побывал и в театре. Особой радости не ощутил, потому как не от чего. Весь первый этаж здания отдан под лавочки, магазины, киоски, вечером открывается ресторан – нет, не какой-нибудь там «театральный», а самый обычный, для улицы. Короче, в аренду сдается практически все, кроме сцены и гримерок. А иначе не выжить! Особенно тяжело приходится пожилым артистам, живут на одну пенсию.

-- И у нас так!

-- Нет, не так. В российских театрах очень долго держат штатные единицы для пожилых артистов, не занятых в репертуаре. Они получают небольшие зарплаты в рамках существующей «сетки», это помогает хоть как-то сводить концы с концами. А в Риге платят лишь тем, кто играет на сцене. Кроме того, у Рижской драмы сейчас нет свежих сил, к ним не приезжают выпускники театральных вузов – а значит, будущее под вопросом. Вообще, я думаю, власти Латвии ждут медленного умирания этого театра, рассчитывают именно на такой исход, даром что в Риге 50 процентов русскоговорящего населения. Очень больно говорить об этом!

-- Рижские друзья-артисты жалеют, что не успели перебраться в Россию?

-- Да по-разному. Это же непросто – подняться и переехать, если «корни» держат – дети, родители. Нам с женой ничто не мешало, и то страшно вспомнить тогдашнюю эпопею. Мы буквально прошли «по лезвию», выехали, что называется, «последним эшелоном». Я вывернулся чудным образом, сделал тройной обмен квартиры через Ригу и Нижний Новгород на Москву. Год мыкался без работы: ждал обещанного приглашения из театра имени Вахтангова - не дождался. Потом неожиданно получил приглашение от Павла Осиповича Хомского из театра имени Моссовета – это когда нервы были уже на пределе, представьте себе!

-- В Москве сразу освоились?

-- Благодаря театру – да. Как только приехал -- стал репетировать в «Калигуле» у Петра Наумовича Фоменко. И все! Остальное значения не уже не имело. Остальное – приложилось. Почти десять лет служил в театре имени Моссовета, потом перешел во МХАТ.

-- Столичного арт-снобизма не ощутили? Быстро стали своим?

-- Откуда быть снобизму, извините, если в театрах 80 процентов артистов -- приезжие?.. Обычная для Москвы и, особенно, для театров, ситуация. Нас, талантливых артистов, как россыпь самоцветную по всей стране собирать надо (Смеется)…

«За месяц ни разу не попал домой»

-- Недавно телеканал «Россия» показал 12-серийный фильм «Красная капелла» с вами в главной роли. Отзывы были очень хорошие. Вы-то сами довольны?

-- Интересней этой работы в моей жизни еще ничего не было. Сама история подпольного антифашистского движения в Европе – материал уникальнейший. Мой герой – разведчик Жан Жильбер (псевдоним Леопольда Трепера -- Ред.) – был выдающейся, исторической личностью. К сожалению, картина вышла на экраны не ко времени. В те дни, когда случилась бесланская трагедия. Конечно, тогда никто ничего не смотрел, кроме новостей, поэтому «Красная капелла» не прозвучала так, как могла бы. Но, я надеюсь, зрители смогут увидеть этот фильм «по-настоящему» при повторном показе.

-- А что слышно про «Каменскую»? Говорят, готовится новый, пятый блок?

-- Вроде, пишется сценарий. Если фантазия сценаристов не иссякнет– будем играть

-- Весь прошлый год журналисты гадали: чем кончится ваш вынужденный отпуск во МХАТе (ныне МХТ – Ред.) – вернетесь вы к Табакову или разойдетесь окончательно? И каков же финал?

-- Вернулся. Вновь репетирую, ввожусь в старые спектакли, за что благодарен Олегу Павловичу. Наш диалог продолжается.

-- Что, стало меньше съемок или антреприз -- ведь именно из-за них вы «отпрашивались» у Табакова?

-- Отношение к антрепризам изменилось и продолжает меняться – вот главное. Негативное отношение… ну, вы понимаете. Ведь это не «чёс» по городам и весям, поверьте! Все это не только и не столько ради денег. Мне интересно работать с разными партнерами на разных площадках, а в классическом театре это невозможно. Кроме того, мне нравится ездить по стране – к примеру, на Дальнем Востоке я был уже трижды. Именно с антрепризами. Актерская востребованность для меня как воздух, я живу работой. В ноябре прошлого года получилась интересная ситуация: из-за съемок и гастролей я не смог ни разу за весь месяц побывать дома. Представляете, четырежды был в Москве проездом, но домой зайти не успевал… И сейчас готов работать в том же режиме, ни в коем случае не отказываясь ни от съемок, ни от спектаклей в МХТ.

-- Да вы просто страшные вещи рассказываете. От работы в таком режиме можно озвереть!

-- А я, наоборот, зверею без работы. В конце 90-х, кстати, уже после того, как вышел первый блок «Каменской» и я вроде бы стал весьма популярен, случился период, когда меня вообще не снимали. Не приглашали. Было ощущение полного провала. Кроме того, театр трещал по швам, не было ясно – что впереди, выживем ли? Подумывал, не сменить ли профессию. Вот это -- кошмар! Не приведи Бог пережить еще раз. А прочее – пустяки. Я научился спать в поездах и самолетах, влетать в гримерку за пять минут до спектакля, моментально включаться в работу. А недавно в Подольске полтора часа носился по сцене с Мишей Полицеймако, развлекая публику в ожидании Олеси Железняк, Юли Меньшовой и Зои Буряк, вместе с которыми играем в антрепризе «Бестолочь». Они банально застряли в пробке на МКАД… Ничего, дождались. И к таким стрессам тоже привык.

«Обожаю топить печи и вязать веники»

-- Знаю, один из ваших любимых спектаклей – «Мой бедный Марат» в театре имени Моссовета, вы продолжаете его играть даже сейчас, будучи актером МХТ. А смогли бы, как ваш герой Леонидик, оставить любимую жену даже не по ее желанию, а по собственной воле, поняв, что она – любит другого?

-- Конечно. Я считаю, нельзя жить вместе, если нет взаимного чувства. Должны быть и уважение, и общность интересов, но это все равно вторично… Любовь – странная субстанция: приходит, уходит, потом, порой, опять возвращается. Но если какое-то решение принято, лучше не оглядываться назад, будет еще сложнее.

-- Кто для вас самый близкий человек?

-- Мама. Папы и старшего брата, к несчастью, уже нет на свете. А мама -- простая русская женщина, семь классов образования. Она почти всю жизнь проработала завхозом в ПТУ, но при этом -- врожденное чувство такта, какая-то природная интеллигентность, которую ни один университет не даст, она либо есть, либо нет. Однажды прилетели на гастроли в Нижний вместе с Мариной Могилевской, Валей Смирнитским, Леней Якубовичем, продюсером нашим – Вадимом Дубровицким. Привезли спектакль «Слухи». Вдруг мама звонит, спрашивает: «Может, хотите борща домашнего?» Все сказали: «хотим»! Завалились огромной компанией, посидели, выпили, поговорили. Остались в полном восторге.

-- Перевозить маму в Москву не собираетесь?

-- А почему вы решили, что ей это надо? В Нижнем у нее друзья и обожаемый внук, мой племянник. К тому же с мая по октябрь она живет на моей даче под Калязиным, говорит, что только там ей хорошо, нормализуется давление. Недавно я построил там новый дом, вместе с друзьями праздновал в нем последний Новый год.

-- Интересно, как лично вы принимали участие в строительстве? Сами проектировали, что-то придумывали, мастерили?

-- Сам финансировал. Остальным занимались люди, которые умеют это делать профессионально. Еще сам лично вбил гвоздь под фотографию. Если же вам интересно, умею ли я делать, в принципе, хоть что-нибудь по дому, отвечаю: особенно удаются рубка дров, растопка печей и вязание веников для бани. Баню обожаю. Умею готовить, причем практически все, но каждый раз так жалко тратить на это время! Просто убийственно жалко.

-- А на что не жаль?

-- На работу.

«Мечтаю сыграть редкую сволочь»

-- Почему, имея водительские права, получив их еще в театральном училище, целых тринадцать лет вы не садились за руль? Не решались?

-- Вовсе нет. Элементарно денег не было купить машину. Да и нечего было покупать в ту пору-то, в 70-х! Первую машину – «пятерку», «Жигули» -- товарищ пригнал мне аж из Бельгии, для начала -- на юг Франции. А потом вместе с другом гнали ее из Франции в Москву. Н-да, классное было путешествие! Кстати, на этой «пятерке» я катался три года, после чего продал ее одному соседу в Нижний, а там ее практически сразу украли и разобрали на части. Вот ведь судьба: родилась машинка на берегах Волги, всю Европу объехала, вернулась на родину, тут и сгинула.

А я ж на той «пятерочке» учился по Москве ездить. Ночью! Только ночью, днем учиться нельзя. Рекомендую: садишься – и дуй, куда глаза глядят, по всем закоулкам, сам заблудишься -- сам и отыщешься… Зато я теперь даже окраины Москвы знаю, из любого затора выскочу. Как в 91-ом году сел за руль, так и не вылезаю, передвигаюсь исключительно на машине.

-- На какой теперь?

-- Сейчас у меня «Volvo».

-- Что делаете, если вдруг на дороге ЧП? Вставали когда-нибудь намертво, с включенной «аварийкой»?

-- Само собой. Приходится звонить хорошим людям, звать на помощь.

-- Друг, по-вашему, это кто?

-- Если можешь повернуться к человеку спиной, если уверен, что простишь все и тебе, в свою очередь, простят, – значит, друг. У меня такие люди есть.

-- Говорят: век живи -- век учись. Чему продолжаете учиться?

-- На сцене – мастерству. У того же Табакова, например. А еще -- люблю смотреть теннис. Это игра характеров. Сражаются равные соперники, но выигрывает тот, у кого больше выдержки, стремления к победе. Смотрю -- и говорю себе: учись, вот она, сила воли! А я уж сколько лет не могу заставить себя бросит курить, хотя пытался же, пытался!

-- Все ваши роли в большей или меньшей степени положительны. А хотелось бы сыграть отъявленного негодяя, редкую сволочь?

-- Еще бы! Это настоящая удача – поработать с таким материалом. Нет, конечно, есть актеры, которые, как Георгий Степанович Жженов, категорически не приемлют отрицательных ролей, но я не из их числа. Вообще, интересно играть неоднозначные, противоречивые характеры, искать, разгадывать…

-- Самые интересные ваши роли, на мой взгляд, сыграны в фильмах Петра Тодоровского. От него не поступало новых предложений?

-- Увы, нет. Петр Ефимович – не только режиссер и сценарист, он и композитор, и художник. Настоящий Леонардо да Винчи нашего времени. Я перед ним просто преклоняюсь. А Валерий – убедительный пример того, что природа не отдыхает на детях талантливых людей.

-- Вы приехали в Москву в тридцать лет. Потеряться и раствориться было проще простого. В девяти случаях из десяти судьбы складываются именно по такому сценарию. Причем, судьбы талантливых людей, это принципиальная оговорка. Что же помогло вам?

-- Слово «фарт» нравится мне больше, чем удача. Поэтому скажу так: в определенный момент начало фартить – и я, что немаловажно, был к этому готов. Я уже был в хорошей творческой форме, а иначе ничего не получилось бы.

-- Вы рисковый человек?

-- Наверное. Когда уезжал из Нижнего в Ригу, помню, мастер сказал мне: «Да куда тебя несет! Не суетись, оставайся, в ТЮЗе тебе обеспечен весь репертуар -- от Хлестакова и Гамлета до Иудушки Головлева! А там, в Риге, ты никогда не сыграешь этих ролей, никогда!..» Но ведь сыграл же. Потом говорили: «Не суйся в Москву, сиди уже, много там таких…» И, тем не менее, я здесь. В нашей профессии надо уметь рисковать.

-- Творчество превыше всего -- или есть что-то «над»?

--  Я умом понимаю, что есть. И здоровье детей, и благополучие семьи… Здоровье мамы. Нет, наверное, в первую очередь, все же дети, но у меня пока нет детей… Надеюсь, меня поймут правильно: сегодня – творчество превыше, а завтра – будет завтра.

Материалы:
От Хлестакова до Гамлета
Театр начинается с печки
Хочу верить в порядочного человека
Картина о Леопольде Треппере стала для меня этапом жизни
Муж Каменской станет киллером
"Детали"
Пешеходом себя уже не представляю
В Штирлица я не играл
Фартовый парень
Андрей Ильин притворялся арбузом
Мне и в жизни нравится Настя Каменская
Могу взорвать мост, отравить колодец, взять языка
Сыграть большого негодяя - это удача
Реестр
Мой роман с Каменской закончился
Сам в Москве заблудишься, сам и отыщешься
Не люблю сильных и волевых женщин
Я не боюсь строить свою жизнь заново
Мания величия - не мой диагноз

Работа над ошибками

Мысли вслух
Меня всегда окружают Елены Прекрасные
Где родился, там и пригодился (pdf - часть 1, часть 2)
Я учусь у мужа Каменской, но пока ему явно проигрываю
Не стыдно быть обычным человеком

 

Хотите пообщаться с другими посетителями сайта, обсудить фильмы и спектакли с участием Андрея Ильина? - тогда заходите в нашу Гостевую!

 

© Ильин А. Е. 2004-2024